Вопрос №21
Теория антропосоциогенеза


Это вопрос о том, как возникло сознание.

Антропосоциогенез – это скачок от биологического к социальному, скачок, растянутый во времени.

Хронологические рамки:
Начало: 2,5 миллиона лет назад (только биологические закономерности).
Конец: 90 тысяч лет назад (появляются социальные закономерности).

Этот скачок подразделяется на два скачка:
  1. Переход от животных предков человека к предчеловеку.
  2. Переход от предчеловека к человеку.

Переход от животных предков человека к предчеловеку.

У современной человекообразной обезьяны и людей был один и тот же предок, который жил 70 миллионов лет назад. Учёные назвали это животное «тупайя». От тупайи произошли все обезьяны.

40 миллионов лет назад – появляются высшие обезьяны – «дриопитеки».

10 миллионов лет назад дриопитеки разделяются на две группы:

Современные учёные говорят, что могла иметь место и мутация, вызванная повышением радиации в результате, например, падения метеорита. И именно вследствие этой мутации и появились прямоходящие существа.




Основной закон биологической эволюции.

Возникают и передаются из поколения в поколение только те свойства организма, которые так или иначе способствуют выживанию и размножению вида, то есть сохраняются только те гены, которые нужны для воспроизведения самих этих ген.




Естественный отбор и привёл к тому, что началась эволюционная цепочка.

Преимущества прямохождения:

В результате естественного отбора начинается история предчеловека.

Существует несколько типов предчеловека:

За этот промежуток времени в результате естественного отбора изменяется осанка, конечности, череп, исчезает волосяной покров. Все эти изменения происходят на фоне становления человеческого труда.

Отличия человеческого труда от труда животного:
  1. В отличии от деятельности животных, трудовая деятельность человека – это коллективная деятельность.
  2. В трудовой деятельности человека постепенно происходит становление разделения труда.
  3. Трудовая деятельность человека предполагает не только использование орудий труда, но также и их изготовление. Животные же могут пользоваться только «готовыми» орудиями труда.
  4. Процесс труда и цель труда сначала выстраиваются в голове человека, в его сознании, а затем претворяются в жизнь. У животных процесс труда происходит спонтанно, на инстинктивном уровне.
  5. Предмет труда и конечный результат у человека всегда, в отличии от животных, всегда различны.
  6. Человеку присуща передача социального опыта. То есть возникает не биологическая, а социальная наследственность.

По прошествии некоторого времени у человека возникает членораздельная речь. Труд и членораздельная речь являются основными условиями для социальной наследственности. Именно труд и членораздельная речь и обусловили возникновение сознания.

Труд предчеловека, со временем, из эпизодического, имеющего случайный характер, действия, становится постоянным занятием.

Происходит постепенное назревание конфликта между биологическим и социальным. Этот конфликт явился причиной скачка в антропосоциогенезе, в развитии человека: скачёк от неандертальского человека к кроманьонскому.

Этот конфликт имел следующие предпосылки:

Половые и брачные отношения предчеловека были заимствованы у животных предков - семьи гаремного типа были характерны для всех предлюдей. Но постепенно гаремная семья приходит в противоречие с трудовой деятельностью. Это произошло следующим образом:

Гаремный тип семьи обосновал отношение женских и мужских особей. При переходе к прямохождению изменилось взаимное расположение внутренних органов предчеловека – они накладываются друг на друга. На мужские особи это практически не повлияло, но у женских особей детородный орган оказался под давлением остальных органов и детородный процесс был серьёзно осложнён, вследствие чего женская часть предлюдей начала вымирать. Смерть женских особей имела чаще всего причиной неудачные роды.

Среди мужской части предлюдей началась постоянная борьба за гаремы, которые тут же прекращались только лишь в моменты общей опасности. Эти раздоры постоянно мешали развитию трудовой деятельности, производству орудий труда.

Конфликт был разрешён тем, что появляется общая воля. Гаремы запрещаются и прекращают своё существование. Желающие оставить гарем должны были уйти из племени, оставшись «один на один» с жестокой и опасной действительностью.

Дальнейшее развитие ушедших из племени предлюдей происходит по линии гигантизма. Эти особи постепенно образуют тупиковую ветвь эволюции и исчезают. У некоторых учёных есть предположения, что так называемый «снежный человек» или «йети» есть потомок предлюдей ушедших из племени и развивавшихся по линии гигантизма.


Дальнейшие брачные отношения предлюдей ничем не регулируются – имеет место промискуитет, который оказал позитивное воздействие для восстановления нормального уровня численности особей.

Промискуитет – ничем не регулируемые брачные, половые отношения.

Позднее волей коллектива запрещаются половые отношения в период подготовки к коллективной охоте и в период самой охоты. Половые отношения разрешались после окончания охоты и являлись чем-то вроде праздника.

Вследствие этих ограничений возникают оргиастические праздники, которые имели место вплоть до XIX-го века наше эры. К примеру, в древней Руси, в ночь Ивана Купалу разрешались половые отношения в качестве магического знака – считалось, что тогда «земля и скот больше родят».

Следующим этапом развития половых отношений было следующее:
Общей волей запрещались отношения между поколениями. Запрещались также половые отношения между братьями и сёстрами в пределах одного поколения, то есть между кровными родственниками внутри одного поколения. Так как все особи принадлежали к одному роду, то были запрещены все половые отношения внутри одного рода. Предлюди вынуждены были искать партнёров в других племенах.

Возникает первая форма брака: брак между родами. Такой брак означал следующее: все мужские особи одного рода – общие мужья всех женских особей другого рода, а женские особи одного рода, в свою очередь, являлись общими жёнами мужских особей другого рода.
Графически эту форму брака можно представить следующим образом:


Постепенно возникает ограничение пищевого инстинкта: имеет место уравнительное распределение пищи.

Таким образом, конфликт биологического и социального разрешился в пользу социального, вследствие чего окончательно завершается второй скачёк – переход от предчеловека к человеку.






Hosted by uCoz