Обыденное знание – это знание, получаемое человеком в повседневной практике своего существования.
Конкретное научное знание – знание, получаемое в процессе обучения (в ВУЗе, к примеру).
Мировоззренческое знание – это формирование понимания окружающего мира и своего места в этом мире (познание мира, поиск смысла жизни и так далее...).
Существует три типа мировоззрения:Мифологический тип мировоззрения.
это мировоззрение, которое сформировалось у людей архаического сознания, людей первобытного общества. Сущность мифологического типа мировоззрения заключается в оживотворении, одухотворении окружающего реального мира.При данном типе мировоззрения мир рассматривается с антропоморфной точки зрения, то есть с точки зрения человека.
Основой возникновения мифологического мировоззрения являлись эмоции человека, страх человека перед окружающим миром.
Мифологическое мировоззрение выражается в символах.
Пример: Медведь издавна считался символом - «духом тайги».
Религиозный тип мировоззрения.
Сущность религиозного мировоззрения состоит в удваивании мира на мир реальный и мир божественный.
Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера.
Религиозное мировоззрение существует в форме образов.
Философский тип мировоззрения.
Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира – те силы, которые правят миром.
В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация.
Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями.
Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение.
Философия (в переводе) – «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной.
Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное.
Элитарность заключается в следующем:Для того, чтобы показать как мировоззрение влияет на жизнь человека, разберём упрощённую схему влияния религии на развитие народов Восточной и Западной Европы.
В Восточной Европе всегда преобладало христианство, которое проповедует необязательность достатка в реальной жизни, «заменяя» его достатком в жизни после смерти, жизни в раю. Считалось, что если человек слишком хорошо живёт в реальной жизни, то после смерти он обязательно попадёт в ад. В рай попадаю только убогие, бедные, инвалиды и другие люди, которым плохо живётся в реальной жизни, или же богатые люди, которые занимаются благотворительностью.
Следовательно, чем лучше человек живёт в реальной жизни, тем хуже он будет жить после смерти. Это условие оказалось немаловажным для экономического развития Восточной Европы и личного обогащения каждого человека живущего там и исповедующего христианство.
В Западной Европе процветали католицизм и протестантство. В этих ответвлениях православия не было таких жёстких ограничений на материальные блага, поэтому люди не стыдились своего богатства и стремились к личным накоплениям. Соответственно и общий уровень жизни повышается.
В этих различиях заключается одна из причин не самого лучшего благосостояния России.
Объектами философии являются:
Предмет исследования.
Это тот угол зрения, под которым рассматривается объект исследования.
Пример.
Вода – объект исследования для ряда наук. Но каждая наука имеет свой предмет исследования воды. Например, химия изучает реакции воды с различными веществами, а экология – различные виды загрязнения воды и способы борьбы с ними.
Предметами философии являются:
Предмет философии – это всегда выражение потребности общества.
«Философия – это эпоха, схваченная мыслью» (Геббельс).
Философия возникает на рубеже II-го и I-го тысячелетий до нашей эры. Это период установившегося классового общества. Существуют господствующие и угнетённые классы. Именно в господствующих классах государств востока (Древняя Индия и Древний Китай) и возникает философия. В Европе складывается второй центр возникновения философии – Античная Греция.
Для более глубокого понимания развития философии в центрах её возникновения произведём сравнение общей ситуации в Древней Индии и Античной Греции.
В Греции процветает рабовладельческий строй – существуют рабы и рабовладельцы.Касты Индии:
Рабами в Греции были в основном военнопленные (для того чтобы гражданин государства стал рабом, он должен был совершить тяжкое преступление).
В Индии кастовая принадлежность передаётся по наследству. Переход из одной касты в другую невозможен.
Предмет философии на востоке (Индия) – это прежде всего этическая проблематика. Главный вопрос, которым задавались древнеиндийские философы, являлся вопрос «Как избавиться от страданий?».
На западе (Греция) предметом философии является онтология – учение о мире в целом.
На востоке философия сплавлена с религией.
На западе философия и религия существуют отдельно.