Основные философские позиции древнеиндийской философской мысли сформировались в конце II-го тысячелетия до нашей эры в духовных памятниках, которые называются веды.
Основные веды (книги):Согласно древнеиндийской философии, материальная оболочка умирает, а дух перевоплощается в ту новую материальную оболочку, которая соответствует степени «правильности» жизни, которую вёл человек.
На основе вед в Индии обитают две группы философских школ:Школа Йоги возникает во II веке до нашей эры. Основателем школы был Патанджали. Йога оперирует прежде всего понятием Атман (индивидуальное сознание).
Атман может иметь четыре состояния:Для того, чтобы избавиться от страданий, нужно достичь четвёртого состояния Атмана.
Йога называет четвёртое состояние Атмана сосредоточенностью или сдержанностью ума. В четвёртом состоянии Атмана ум полностью освобождается от оков материи.
Йога стремится освободить ум от материи и для достижения четвёртого состояния Атмана предлагает целый комплекс психико-физических приёмов, тренингов.
Приведём восемь основных средств достижения четвёртого состояния Атмана:Йога учит не наносить вреда природе, так как всё живое – результат перевоплощений.
Школа Буддизма начала своё существование в VI веке до нашей эры. В то время в долинах Ганга возникают сильные государственные образования, растут города, имеет место подчинённость классовости экономике. Основателем школы Буддизма является Сиддхартха рода Готама племени Шакья.
Онтологическая концепция Буддизма выражается следующими словами Будды: «Мир никогда и никем не был создан – материальный мир существовал всегда. Мир – это постоянное движение (мир в Буддизме сравнивается с пламенем факела на ветру)».
Будда – в переводе – «просветлённый».
Согласно Буддистскому учению в мире существуют физические и психические частицы. Физические частицы образуют все материальные тела, а все духовные тела образованы психическими частицами.
Жизнь человека, согласно Буддизму, это страдания. Цель жизни человека в Буддизме – освобождение от страданий. Основным вопросом учения Будды является вопрос: «Как избавиться от страданий?».
Существуют четыре благородные истины Буддизма:Цель жизни человека в Буддизме – вырваться из круга перевоплощений – уйти в нирвану.
Нирвана – это состояние, которое может быть охарактеризовано отсутствием любых качеств: это не жизнь и не смерть, не сон и не бодрствование, отсутствие каких-либо желаний и так далее… Нирваны может достичь человек любой касты.
Пример: Дырка от бублика не может быть охарактеризована ни размерами, ни массой, ни чем-либо ещё.
В Буддизме нирвана изображается как белый круг, окружённый кольцом, составленным из всех цветов радуги:
В III-ем веке до нашей эры Буддизм становится официальной идеологией Индии.
К I веку до нашей эры Буддизм «уходит» из Индии на Юг и Северо-восток.
И в этом же I веке до нашей эры в Буддизме появляется два основных направления:Хинаяна – узкий путь спасения – направлен на самосовершенствование личности следуя восьмеричному пути.
Махаяна – широкий путь спасения – религия в «чистом виде».
Основные различия махаяны и хинаяны.Хинаяна утверждает возможность освобождения от страданий собственными усилиями. Последователями хинаяны являются, к примеру, Дзэн-буддисты.
Махаяна считает, что усилий человека для освобождения от страданий недостаточно – ему должна быть оказана помощь внешних спасителей.
Внешними спасителями являются:Бодхисатвы – это люди, которым удалось достичь нирваны и выбраться из круга перевоплощений. Но бодхисатвы не ушли в нирвану, а остались среди людей, чтобы помогать их спасению. Бодхисатв существует великое множество.
Наиболее известным бодхисатвой является бодхисатва Авалокидешвара. Он изображается как пирамида голов и множество рук («множество голов и тысяча рук»). Считается, что бодхисатва Авалокидешвара всеми головами думает о страданиях людей и всеми руками спасает людей от страданий.
Молитвы и обряды.В хинаяне молитв и обрядов нет – есть «правильный» образ жизни.
В махаяне, из-за недостаточности образованности населения, практикуются молитвенные мельницы, представляющие собой цилиндры, в которые насыпаются заранее записанные молитвы.
Когда человек прокручивает специальную ручку – молитвы в мельнице переворачиваются (как бы перемалываются) и считается, что человек тем самым «произнёс» молитвы, которыми наполнена мельница.
Будд в Буддизме чрезвычайно много.
Наиболее известными Буддами являются:В хинаяне – это человек, который создал учение Буддизма.
В махаяне – это Бог, который пришёл на Землю.
Этот Будда изображается как Будда золотого цвета.
История жизни Будды Шакья-муни:История согласно хинаяне:
Однажды в знатном роду правителей Индии родился мальчик, который всю жизнь до некоторой поры жил в шикарном дворце, окружённый всевозможными благами и красивыми людьми. Но однажды, когда юноша вышел в город, с ним произошли четыре роковые встречи.
Сначала он встретил дряхлого старца и очень удивился увиденному, так как до этого таких людей он не видел. Он спросил у своих слуг: «Что с ним?». На что получил ответ: «Это с каждым, если повезёт».
Затем ему встретился человек, больной проказой. Будущий мудрец спросил удивлённо: «Что с ним, почему он такой?». Ответ был следующим: «Это есть у каждого». Под этим подразумевалось, что у каждого человека есть болезнь, не обязательно проказа. Имелось в виду, что абсолютно здоровых людей не бывает.
Третьей роковой встречей была встреча с похоронной процессией. Заметив усопшего, юноша спросил у слуг: «Кто это?». В ответ ему сказали, что «это рано или поздно – удел каждого».
В конце своего путешествия он встретил группу монахов-отшельников. Удивлённый тем, что эти люди отказываются от всех материальных благ ради познания истинной духовности, Сиддхарта присоединяется к ним и становится Гаутамой.
Позже Сиддхарта покидает монахов-отшельников и становится Шакья, а впоследствии и Шакья-муни (в переводе означает «мудрец из племени Шакья»).
История согласно махаяне:
В махаяне Будда – это Бог, явивший себя людям. По преданию к царице, гуляющей ночью в саду, сошёл с облака белые слон. Царица забеременела, подняла руку, и из подмышки родился мальчик. Дальнейшая история аналогично истории, которая принята в хинаяне.
Непорочное зачатие – основа начала Буддизма.
Будда Яма является владыкой Ада. Ад разделён на пять холодных и пять горячих кругов.
Так как махаяна есть религия в «чистом виде», то рассмотрим подробнее именно её.
Махаяна как религия не отличается от других религий. Она говорит о приходе в будущем на Землю спасителя и начале «новой жизни». Этим спасителем в махаяне является Будда Майтрея.
Этот Будда изображается как Будда телесного, «человеческого» цвета, но, в отличии от изображений других Будд, как правило он изображается улыбающимся и очень толстым.
Во главе махаяны стоят два человека.
Их титулатура выглядит следующим образом:Когда умирает заслуженный лама, то его последователи с помощью специальных признаков ищут человека, в которого перевоплотился лама. Потом для найденного человека проводится своеобразное тестирование с помощью вещей, принадлежащих усопшему ламе.
Если из предложенного набора вещей принадлежащих ламе и ему не принадлежащих претендент правильно выберет те, которые ламе принадлежали, тогда то, что он является перевоплощением заслуженного ламы, сомнения уже не вызывает. Такими вещами могут быть к примеру шляпы, посохи, чаши, пояса и так далее…