Вопрос №3
Философия древней Индии


Основные философские позиции древнеиндийской философской мысли сформировались в конце II-го тысячелетия до нашей эры в духовных памятниках, которые называются веды.

Основные веды (книги):
  1. Брахманы.
    Данные веды содержат описания обрядов и ритуалов в честь многочисленных богов, причём у каждой касты обряды и ритуалы свои.
    Количество богов в Древней Индии составляло 3339 едениц.
  2. Самхиты.
    Это сборники гимнов (которые называются мантрами) в честь окружающего мира и в честь богов. Эти гимны должны повторять и петь последователи индуистского учения.
    Пример.
    Кришнаиты должны повторить гимн минимум 1728 раз за день.
  3. Упанишады.
    Это книги, которые содержат философские категории и философские концепции ведов.
Основные философские категории:

Согласно древнеиндийской философии, материальная оболочка умирает, а дух перевоплощается в ту новую материальную оболочку, которая соответствует степени «правильности» жизни, которую вёл человек.

На основе вед в Индии обитают две группы философских школ:
  1. Ортодоксальные веды.
    Это те последователи учения, которые признают авторитет вед, строго следуя им.
    К ним относятся следующие философские школы:
  2. Неортодоксальные веды.
    Признают авторитет вед, но впрямую им не следуют.
    К ним относятся следующие философские школы:




Школа Йоги.

Школа Йоги возникает во II веке до нашей эры. Основателем школы был Патанджали. Йога оперирует прежде всего понятием Атман (индивидуальное сознание).

Атман может иметь четыре состояния:

Для того, чтобы избавиться от страданий, нужно достичь четвёртого состояния Атмана.

Йога называет четвёртое состояние Атмана сосредоточенностью или сдержанностью ума. В четвёртом состоянии Атмана ум полностью освобождается от оков материи.

Йога стремится освободить ум от материи и для достижения четвёртого состояния Атмана предлагает целый комплекс психико-физических приёмов, тренингов.

Приведём восемь основных средств достижения четвёртого состояния Атмана:
  1. Яма – отказ от удовольствий.
  2. Нияма – воспитание навыков физической и духовной стойкости.
  3. Асаны – это позы (поза лотоса, к примеру), способствующие концентрации мысли.
  4. Пранаяма – система физических упражнений.
  5. Пратьяхара – тренинг, направленный на отвлечение сознания от внешних предметов.
  6. Дхарана – сосредоточение внимания на каком-либо одном объекте.
  7. Дхьяна – созерцание образов, порождённых собственным сознанием.
  8. Самадхи – состояние транса, в котором человек перестаёт ощущать что-либо материальное.

Йога учит не наносить вреда природе, так как всё живое – результат перевоплощений.





Школа Буддизма.

Школа Буддизма начала своё существование в VI веке до нашей эры. В то время в долинах Ганга возникают сильные государственные образования, растут города, имеет место подчинённость классовости экономике. Основателем школы Буддизма является Сиддхартха рода Готама племени Шакья.

Онтологическая концепция Буддизма выражается следующими словами Будды: «Мир никогда и никем не был создан – материальный мир существовал всегда. Мир – это постоянное движение (мир в Буддизме сравнивается с пламенем факела на ветру)».

Будда – в переводе – «просветлённый».

Согласно Буддистскому учению в мире существуют физические и психические частицы. Физические частицы образуют все материальные тела, а все духовные тела образованы психическими частицами.

Жизнь человека, согласно Буддизму, это страдания. Цель жизни человека в Буддизме – освобождение от страданий. Основным вопросом учения Будды является вопрос: «Как избавиться от страданий?».

Существуют четыре благородные истины Буддизма: Восемь позиций благородного восьмеричного пути:
  1. Правильные взгляды.
    Это постижение четырёх благородных истин.
  2. Правильное стремление.
    Овладев четырьмя благородными истинами, человек должен стремиться изменить свою жизнь. Следующие позиции отвечают на вопрос: «Как человек должен изменить свою жизнь?»
  3. Правильная речь.
    Запрещение ненормативной лексики, лжи, ведения непристойных разговоров. Это приводит к улучшению сознания человека, так как оно – ненаблюдаемое. Сознание человека выражается в его действиях и речи.
  4. Правильное поведение.
    Это запрещение причинения зла всему живому, так как всё живое – это одно из перевоплощений человека.
  5. Правильный образ жизни.
    Запрещение воровства, нечестных (нетрудовых) источников дохода, прелюбодеяния. Также правильный образ жизни налагает запрет на употребление алкоголя и употребления животной пищи (яйца, рыба, мясо и так далее…).
  6. Правильное усилие.
    Это самоконтроль за состоянием психики, борьба с желаниями.
  7. Правильное направление мысли.
    Требование достичь понимания того, что всё в жизни – приходящее, поэтому ничто не может быть объектом желаний.
  8. Правильное сосредоточение.
    Полная невозмутимость и безразличие, полная отрешённость от мира.

Цель жизни человека в Буддизме – вырваться из круга перевоплощений – уйти в нирвану.

Нирвана – это состояние, которое может быть охарактеризовано отсутствием любых качеств: это не жизнь и не смерть, не сон и не бодрствование, отсутствие каких-либо желаний и так далее… Нирваны может достичь человек любой касты.

Пример: Дырка от бублика не может быть охарактеризована ни размерами, ни массой, ни чем-либо ещё.

В Буддизме нирвана изображается как белый круг, окружённый кольцом, составленным из всех цветов радуги:


В III-ем веке до нашей эры Буддизм становится официальной идеологией Индии.

К I веку до нашей эры Буддизм «уходит» из Индии на Юг и Северо-восток.

И в этом же I веке до нашей эры в Буддизме появляется два основных направления:

Хинаяна – узкий путь спасения – направлен на самосовершенствование личности следуя восьмеричному пути.

Махаяна – широкий путь спасения – религия в «чистом виде».

Основные различия махаяны и хинаяны.
  1. Точка зрения на возможность освобождения от страданий.

    Хинаяна утверждает возможность освобождения от страданий собственными усилиями. Последователями хинаяны являются, к примеру, Дзэн-буддисты.

    Махаяна считает, что усилий человека для освобождения от страданий недостаточно – ему должна быть оказана помощь внешних спасителей.

    Внешними спасителями являются:

    Бодхисатвы – это люди, которым удалось достичь нирваны и выбраться из круга перевоплощений. Но бодхисатвы не ушли в нирвану, а остались среди людей, чтобы помогать их спасению. Бодхисатв существует великое множество.

    Наиболее известным бодхисатвой является бодхисатва Авалокидешвара. Он изображается как пирамида голов и множество рук («множество голов и тысяча рук»). Считается, что бодхисатва Авалокидешвара всеми головами думает о страданиях людей и всеми руками спасает людей от страданий.

    Молитвы и обряды.

    В хинаяне молитв и обрядов нет – есть «правильный» образ жизни.

    В махаяне, из-за недостаточности образованности населения, практикуются молитвенные мельницы, представляющие собой цилиндры, в которые насыпаются заранее записанные молитвы.

    Когда человек прокручивает специальную ручку – молитвы в мельнице переворачиваются (как бы перемалываются) и считается, что человек тем самым «произнёс» молитвы, которыми наполнена мельница.

  2. Учение о Будде.

    Будд в Буддизме чрезвычайно много.

    Наиболее известными Буддами являются:
  3. Отношение к религии.

    Так как махаяна есть религия в «чистом виде», то рассмотрим подробнее именно её.

    Махаяна как религия не отличается от других религий. Она говорит о приходе в будущем на Землю спасителя и начале «новой жизни». Этим спасителем в махаяне является Будда Майтрея.

    Этот Будда изображается как Будда телесного, «человеческого» цвета, но, в отличии от изображений других Будд, как правило он изображается улыбающимся и очень толстым.

    Во главе махаяны стоят два человека.

    Их титулатура выглядит следующим образом:

    Когда умирает заслуженный лама, то его последователи с помощью специальных признаков ищут человека, в которого перевоплотился лама. Потом для найденного человека проводится своеобразное тестирование с помощью вещей, принадлежащих усопшему ламе.

    Если из предложенного набора вещей принадлежащих ламе и ему не принадлежащих претендент правильно выберет те, которые ламе принадлежали, тогда то, что он является перевоплощением заслуженного ламы, сомнения уже не вызывает. Такими вещами могут быть к примеру шляпы, посохи, чаши, пояса и так далее…






Hosted by uCoz