Материалистическая линия философии Древней Греции возникла в городе Милет, где в VI-ом веке до нашей эры начала своё существование так называемая Милетская философская школа.
Основными представителями Милетской школы являлются:Фалес был первым астрономом, а также физиком и математиком.
Он говорил, что в основании мира лежит первичная материя – так называемая праматерия. Фалес называет эту материю термином архэ. Фалес считает, что первичная материя – архэ – это вода.
Анаксимандр рассматривает архэ не как конкретное вещество, а как некоторую материю, которую он называет термином апейрон.
В апейроне существуют две пары противоположностей:В результате взаимодействия этих противоположностей появляются первые элементы: огонь, вода, земля и воздух.
Анаксимандр утверждает, что мир, в котором мы живём – не единственный, существует ещё множество миров, помимо нашего.
История возникновения нашего мира по Анаксимандру:
Холодное и влажное опустилось, а тёплое и сухое поднялось, превратившись в сферу, которая затем взорвалась, образовав все небесные тела. Солнце высушило Землю, затем появились рыбы, а от рыб произошли все остальные существа.
Анаксимандр предположил, что Земля имеет форму цилиндра, а Солнце больше Земли по размеру в 28 раз.
Анаксимен считал, что архэ – это воздух. Все остальные же элементы являются производными воздуха, зависящими от его концентрации.
В 494-ом году до нашей эры Милет был разрушен Персидской армией, милетская философская школа прекратила своё существование.
Материалистическая линия философии Древней Греции продолжается Гераклитом в городе Эфес.
По мнению Гераклита, архэ – это огонь.
Гераклит привнёс в философию элементы диалектики. Он рассматривает мир в постоянном непрекращающемся движении. Гераклит говорит, что нельзя "дважды войти в одну и ту же реку", что всё изменяется и неизменно превращается в свою противоположность.
По Гераклиту – душа человека состоит из огня и воды. Если преобладает огонь, то душа человека – чистая, красивая. Если же преобладает вода, то душа – низкая, порочная.
Против учения Гераклита выступали представители школы элеатов (находящейся в городе Элея). Первым представителем этой школы, взгляды которого мы рассмотрим, был Ксенофан.
Ксенофан считал, что изменяются только конкретные вещи, а мир в целом неизменен и постоянен. Наряду с изменчивостью вещей он утверждает и стабильность.
Ксенофан разграничил сферы философии и религии. Боги, считал он, это создания человека. Люди создают богов такими, какими являются сами (внешне, по своему образу и подобию). Он придерживался пантеистической точки зрения.
«Тео» - Бог
«Теизм» - вера в Бога
«Пан» - всё
Пантеизм – Бог это всё, Бог это природа.
Парменид выступал против учения Гераклита. Считал, что изменение вещей это результат несовершенства чувств человека. Мир по Пармениду существовал всегда и мир постоянен.
Зенон создаёт свои знаменитые апории.
Апория – в переводе с греческого языка – тупик.
Пример.
Зенон задаётся вопросом: «Догонит ли Ахиллес черепаху?». Если верить чувствам – то да, догонит. Но, Ахиллес делает один шаг и черепаха делает один шаг. Так как они оба движутся, то Ахиллес никогда не догонит черепаху.
Или ещё, к примеру, Зенон утверждал, что летящая стрела – покоится.
Эмпедокл говорит о четырёх «корнях мира»: это земля, вода, огонь и воздух. Они постоянно движутся, постоянно перемешиваясь между собой.
Источник движения – любовь и вражда, они пространственны, но не материальны.
Вселенная по Эмпедоклу – это шар, внутри которого находятся четыре «корня мира». Любовь и вражда находятся вне шара, постепенно, по очереди проникая в шар.
Эмпедокл считал, что жизнь зарождается в воде. Затем возникают различные части живых организмов. Если они соединяются правильно, то образуются жизнеспособные существа. Если же части организмов соединяются неправильно – получаются нежизнеспособные существа, такие как, к примеру, русалки, василиски, кентавры, драконы и так далее…
Эмпедокл объяснил солнечное затмение тем, что луна светит отражённым от солнца светом.
Эмпедокл был основателем древнегреческой фармакологии.
Анаксагор считал, что нужно говорить не «возникает и исчезает», а нужно говорить «смешивается и разделяется».
По мнению Анаксагора, вся материя – это мельчайшие частицы, которые он называет гомеомерии. Одни гомеомерии образуют огонь, другие – землю и так далее…
Анаксагор вводит понятие нус.
Нус – разум – находится вне гомеомериии. Это окончательная причина смешивания и разделения, причина движения.
Анаксагор прибегает к понятию нус тогда, когда больше нечем объяснить некоторое явление, только в крайнем случае. Это позиция получит в дальнейшем развитие в христианстве.
Идея мельчайших частиц проявляется позже ещё у двух древнегреческих философов – у Левкиппа и Демокрита.
Он считает, что небытие также реально существует, как и бытие. Небытие – это нечто вроде пустоты, в которой существует бытие. Небытие рассматривается Левкиппом как условие бытия.
Демокрит является создателем атомистической концепции материи. Материя, по Демокриту, состоит из атомов.
Атом – в переводе с греческого языка – «неделимый».
Демокрит предположил, что атомы существуют в пустоте. Благодаря существованию пустоты имеется возможность разделения вещей. Атомы различаются формой и величиной. Огонь состоит из шарообразных атомов, земля – из квадратных атомов и так далее…
Демокрит выделил два вида качеств веществ:Атомам внутренне присуще движение. Источник движения находится в самой материи.
Демокрит поставил вопрос о том, что есть добро и что есть зло. Добро по Демокриту – это знание, а зло – результат незнания (к примеру: человек утонул потому, что не умел плавать, не знал как).
К вопросу о возникновении человека Демокрит относится следующим образом: он утверждает, что человек возник нагим, возник естественным способом, способом, схожим со способом Анаксимандра.
Демокрит обращает внимание на то, что человек – богато одарённое существо. Эта одарённость заключается, прежде всего, в наличии руки, речи и сознания.
Демокрит представляет себе вселенную как множество миров, различных по размеру, имеющих разные солнца и так далее…
Примечательно, что сама атомистическая теория просуществовала до начала XX-го века.