Наиболее ранней школой идеалистической линии философии древней Греции была школа орфиков (название пошло от имени Орфей, который являлся жрецом бога Вакха). Эта школа существовала в конце II-го, начале I-го тысячелетия до нашей эры.
Вакх – бог виноградства, а следовательно и бог виноделия – один из наиважнейших богов древней Греции.
Главной идеей орфиков было учение о переселении душ: каждое перевоплощение, считали орфики, это возмездие за прошлую жизнь. Отсюда возникает требование вести «чистую» жизнь: соблюдение ритуалов, аскетизм, употребление вина как символ слияния с богом Вакхом.
Результатом «чистой» жизни было слияние человека с богом Вакхом.
Школа Пифагора начала своё существование в VI-ом веке до нашей эры.
Пифагор заимствует учение орфиков о бессмертии и переселении душ. Он считает, что нет хороших перевоплощений. Освободиться от оков материи можно лишь одним способом: занимаясь чистой наукой. Истинный путь – логические размышления и получение знаний.
Наукой чисто логических размышлений является математика. Математика не зависит от материи. Основой мира, считает Пифагор, является число, а сам мир – это гармония чисел.
Пифагор полагает, что во вселенной существует десять пар противоположностей. Эти пары противоположностей следующие:Пифагор вплотную занимался астрономией, и его ученики первыми доказали, что Земля имеет округлую форму, а планеты вращаются по строго определённым орбитам.
Пифагор поощрял занятия медициной. Его последователи открыли, что центром человека является не сердце, а мозг. Также ими было доказано существование нервных путей.
Пифагор образовал пифагорейский союз, вступление в который было невероятно сложным, а правила, которые должны были соблюдать члены союза, были очень строгими.
Авторитет Пифагора в древней Греции был невероятно велик.
Школа софистов образовалась в столице Греции – в городе Афины. Софисты были учителями риторики – учителями искусства устной речи.
Предлогом появления школы софистов была смена политического режима: монархия сменяется республикой, к власти приходят великолепные ораторы.
Суть уроков риторики заключалась в обучении умению говорить, умению спорить и умению публичных выступлений.
Софистика – умение доказать неправильное.
Наиболее известными из ранних софистов были Протагор и Горгий.
Протагором было высказано знаменитое положение: человек – мера всех вещей. Эта позиция называется позицией релятивизма – позиция относительности. Эта позиция говорит о том, что все понятия, такие как, например, отношение к существованию Бога, отношение к добру и злу - для каждого человека индивидуальны.
Горгий сказал однажды о проблеме познания мира следующее: «Ничего не существует. А если существует – то непознаваемо. Если же кто-либо сумел познать - то он не сможет передать познание другим людям. Следовательно, мир принципиально непознаваем ».
Философия Сократа – натурфилософия – философия природы. Также плотно Сократ занимался человеком.
Сократ родился в городе Афины. Его отец был каменотёсом, а мать была акушеркой. Будущий философ невероятно физически развит и с детства помогает отцу в работе. Позже он служит в армии – в тяжеловооружённой пехоте. Отслужив в армии, Сократ начинает заниматься философией.
Он примыкает к софистам, позже став «учителем города» Афины, учителем афинского народа.
Сократ был некрасив, но невероятно красноречив. Люди, слушавшие его речи, просто завораживались – попадали под его влияние.
Сократ говорит, что мир создан Богом, воля Бога может быть обнародована с помощью гаданий и предсказаний, а философия должна заниматься человеком.
Сократ считал, что необходимо знать, что есть добро и что есть зло, но сначала надо понять, что есть знание и как его получить.
Знание, по его мнению, делится на два вида:Конкретное знание – это знание, полученное в результате обучения.
Сущностное знание – это внутреннее знание – внутренний голос, который Сократ называет термином деймос (деймон). Источник сущностного знания находится в душе человека.
К примеру, мы видим девушку, видим, что она прекрасна. Но откуда мы знаем, что она прекрасна? Мы знаем, что она прекрасна именно потому, что обладаем соответствующим сущностным знанием.
Для того чтобы получить сущностное знание, необходимо извлечение его из души. Для извлечения сущностного знания из души человека, Сократ создаёт свой метод получения знаний, который он называет диалектикой (от слова диалог).
Диалектика делится на две части:Сократ говорит по поводу души человека следующее: душа человека бессмертна, она подвержена совершенствованию и порче. В царстве мёртвых, после смерти человека, каждая душа предстаёт перед судом владыки царства мёртвых Аидом.
Если душа добродетельна, то она получает перевоплощение. Самые совершенные души улетают в космос. Недобродетельные души попадают в Тартар.
Признаком совершенства души является знание.
Знание рождает три добродетели:Через некоторое время Сократ предстаёт перед судом.
Обвинения были следующими:Эти обвинения были не более чем поводом. Истинной причиной судебного процесса было то, что Сократ выступал против демократии. Так как процесс был политическим и заказным, то большинство судей приговорили Сократа к смертной казни.
Общие сведения о Платоне.
Платон не был гражданином города Афины. Был человеком очень знатного рода, одним из потомков последнего царя Аттики.
Приехав в Афины, Платон поступает в школу Сократа, где и получает образование. Позднее он основывает философскую школу в саду Академа (отсюда берёт своё начало слово академия), которая просуществовала до 529-го года нашей эры.
Имя Платона, полученное при рождении – Аристокл. Псевдоним Платон получил, будучи физически отлично развитым, в результате многочисленных побед на олимпийских играх.
Платон является первым философом, после которого остались письменные работы. Это были около 150 диалогов – разговоров Платона со своими учениками.
Философия Платона.
Платон был первым «полным» идеалистом. Он считает, что знание находится в душе человека.
Продолжая учение Сократа, Платон выстраивает идею парадокса знаний. Парадокс знаний состоит в следующем: «Если мы что-либо знаем, то зачем процесс познания? А если не знаем, то как узнать, что нужно познавать?». Иногда сформулировать вопрос, считает Платон, сложнее, чем ответить на него. Платон приходит к выводу, что знания находятся в душе человека.
Платон полагает, что в душе человека существуют истинные мнения. Эти истинные мнения превращаются в знание тогда, когда их разбудят вопросом. Вопрос же этот, в свою очередь, возникает на основе чувственных переживаний.
Знание – это знание сущности позиций. Платон приходит к выводу, что сущностное знание – это знание идей, которые прикладываются к различным вещам. К примеру, идея прекрасного, считает он, находится в душе. Возникает вопрос: откуда идея появилась в душе? Платон приходит к выводу, что существует мир идей.
Платон считает, что душа человека – бессмертна. До воплощения в человека она сталкивается с миром идей и привносит его в человека. Мир идей – первичный мир. Существует противоположность миру идей. Этой противоположностью является материя. Всё материальное, считает Платон, это небытие, а конкретная жизнь – это смесь идей и материи.
Платон утверждает существование бога Демиурга (Демиург – в переводе – творец). Бог Демиург это мастер, создатель, творец. Он смешивает материю и идеи, создавая конкретный мир вещей.
Платон говорит об идее пещеры: наш мир, подобно теням в пещере, является отражением от мира идей. Мир вещей характеризуется как мир постоянного становления, движения.
В этом мире существует пять пар противоположностей, в каждой из которых половина принадлежит миру идей, а другая половина – материи.
Эти пять пар противоположностей выглядят следующим образом:Противоположность, относящаяся к миру идей | Противоположность, относящаяся к миру идей |
---|---|
Бытие | Небытие |
Тождественное | Нетождественное |
Неизменное | Изменчивое |
Неподвижное | Движущееся |
Причастное к единству | Множественное |
Мир идей характеризуется следующими качествами: идеи объективны, безотносительны (идея прекрасного, к примеру), независимы от всех чувственных определений, а также от всех условий пространства и времени.
Существует иерархия идей (по возрастанию важности):Пункты 4. и 5. иерархии идей Платон позднее исключил из неё, так как в них описывается деятельность человека.
Идеи у Платона – это, во-первых, причина вещей, во-вторых - это замысел вещи, а в-третьих – это цель конкретного воплощения идеи.
Учение о государстве.Платон считает что «золотое время» человечества осталось позади его времени и что все эти формы государства плохи. Он создаёт свою модель идеального государства.
Главным принципом государства Платона является справедливость, то есть каждый человек в его государстве должен делать то, что ему положено.
В идеальном государстве Платона люди делятся на три класса:Платон говорит, что люди всех трёх классов созданы богами из разных материалов. Правители созданы из золота, войны созданы из стали, а работники – из меди.
Правители с самого рождения проходят колоссальную школу управления государством. Они должны передавать престол по наследству детям, которые были зачаты не по любви, а от различных связей. Человек, которому будет передан престол, выбирается не самим правителем, а государством. Аналогичная ситуация и у воинов.
Воинов готовят с ранних лет, проводя через множество сложнейших испытаний. На время обучения, для воинов накладывается запрет на употребление алкоголя, любовь и так далее… При достижении восемнадцати лет их «окунают» в бездну разврата, любви и плотских удовольствий. Если молодой человек показал, что всё это ему не нужно, то он заслуживает почётное право стать воином.
У правителей и у воинов не может быть ни имущества, ни семей, ни законных (брачных) детей. Работники, напротив, не участвуют в управлении государством, но имеют право обладать имуществом и семьями.
Платон пытался, хотя и безуспешно, устроить идеальное государство на острове Сицилия.